"Дворец культуры им.В.В.Куйбышева", г.Самара, пл.Куйбышева, д.1

Наименование:  Дворец культуры им.В.В.Куйбышева
Местоположение: г.Самара, пл.Куйбышева, д.1
Время содания: 1938 год
Автор: Троцкий Н.А. и Каценеленбоген Н.Д.
Стиль: сталинский ампир
Статус: Объект культурного наследия федерального значения

 

Историко-архитектурные исследования

 

Здание расположено на пл.Куйбышева, в исторической части города, и является центральным сооружением площади.

 

Построено в 1938 году по проекту Н.А.Троцкого и Н.Д.Каценеленбогена в стиле сталинского ампира.

 

Грандиозный памятник ленинградской версии позднего «пилонадного стиля», к которому добавлена огрубленная, брутальная классика. Поставлен на площади – самом высоком месте исторической части города.

 

Была организована новая площадь с четырьмя скверами – самая большая в Европе. Здание расположилось по оси площади. В дворцовой схеме – симметричной композиции в центральном объеме с гигантским ордером и массивным аттиком книгохранилища – находится театр оперы и балета, в крыльях – отделение художественного музея и библиотека.

 

Здание переменной этажности, симметричное, имеет сложную структуру в плане. Главный центральный ризалит выделяется большей высотой относительно трехэтажных крыльев. Вход выделен колоннадой коринфского ордера. Брутальная колоннада без энтазисов завершается четырьмя скульптурными эмблемами индустрии и сельского хозяйства, науки и искусства, установленными на аттике портала. Два боковых ризалита здания симметричны относительно друг друга, рустованы. По второму этажу окна обрамлены колоннами, поддерживающими прямые массивные сандрики. Ритм на фасаде поддерживается пилястрами. Центральные торцы боковых ризалитов по второму этажу имеют ниши, в которых помещены скульптуры рабочего, читающего книгу, и спортсменки. Третий этаж украшен барельефом, изображающим книгу с молотом и серпом.

 

Венчает здание массивный, лишенный декора антаблемент. Боковые фасады здания повторяют массивность главного: рустовка, заглубленные в массив стены окна, пилястры. Пристрои фасада, выходящего на ул.Галактионовскую, глухие, украшены нишами с полукруглым завершением, ширинками и пилястрами. Все эти элементы создают пластику фасада и придают выразительность.

 

Этот величественный и грозный памятник своему времени формирует стилевой и масштабный образ центральной части города.

 

В данный момент здание находится в процессе реконструкции. К основному объему пристраиваются новые корпуса с ул.Галактионовская. Здание находится в удовлетворительном состоянии.

 

Исторические и архивные исследования

 

Место, где сейчас располагается площадь Куйбышева, в XIX веке было окраиной города и называлось Николаевской площадью. В 1886 году городское общество приняло решение о строительстве на этом месте большого кафедрального собора в благодарность Богу за чудесное избавление царя Александа II от смерти во время недавнего покушения на него. Государь утвердил это решение и возложил разработку проекта на петербуржского профессора архитектуры Э.И.Жибера. Чтобы освободить место для строительства собора, строительный комитет стал скупать дома и дворовые усадьбы местных жителей. Начался сбор пожертвований. Городское общество выделило 15 тысяч рублей. Александр II лично внес 2 тысячи. Купцы Шихобалов и Плешанов внесли по 10 тысяч рублей. Ни один самарец, будь то человек знатный или простолюдин, не остался равнодушным к этому благородному делу, каждый вноси пожертвования по своим силам. 25 мая 1869 года, совершив молебен в Иверском монастыре, самарский епископ Герасим торжественно открыл начало строительство храма во имя Христа Спасителя. 21 августа 1871 года в Самару прибыл Император Александр II с наследником цесаревичем Александром и Великим Князем Владимиром Александровичем. Государь собственноручно положил камень в стену строящегося кафедрального собора, еще такие же два камня положили наследник и великий князь. Все дальнейшие работы по сооружению собора шли успешно. Внутреннюю отделку храма поручили городскому архитектору А.А.Щербачеву. Самарский кафедральный собор, строительство которого велось четверть века и было завершено в 1894 году, сразу же стал красой и гордостью Самары.

 

Это был пятиглавый храм, выдержанный в византийском стиле. Высокая 85-метровая колокольня, устремленная в небо, соединялась со зданием храма. Этот грандиозный собор являлся одним из лучших храмов Поволжья. Он вмещал одновременно 2,5 тысячи верующих. Звон его восьми, каждый весом в 250 пудов, могучих колоколов был слышен на 50 верст в округе. Территорию вокруг храма благоустроили, разбили 4 сквера, а площадь стала называться Соборной. Император Николай II , посетивший Самару 15 июля 1904 года, назвал Самарский Кафедральный собор «величайшим плодом русского благочестия». После революции 1917 года Кафедральный собор закрыли, а в 1930 году он был варварски уничтожен. Сейчас небольшой деревянный крест, недавно установленный на месте бывшего храма, напоминает людям, о величественной самарской святыне, украшавшей некогда наш город. На фундаменте самарского Кафедрального собора, из его же кирпича, в 1938 году был построен Дворец культуры.

 

В августе 1935 года В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейху был заказан проект ДК. Но даже гигантский объем, предложенный в задании (85 тыс. куб. м.) был мал для реализации грандиозного замысла. Проектанты превысили его до 130 тыс. куб. м, снабдив здание немыслимым количеством подсобных помещений и расположив для симметрии два равновеликих объема спортзала и бассейна в противоположных крыльях.

 

Проект был отклонен и проведен конкурс. Победила работа ленинградцев Н.А. Троцкого и Н.Д. Каценеленбогена. Параллельно скульптор М.Г. Манизер создал памятник Куйбышева высотой 12 м.

 

В центральном корпусе Дворца культуры разместился Театр Оперы и Балета, которому в 1982 году было присвоено звание академического. Соборная площадь была переименована в площадь имени Куйбышева. Во время Великой Отечественной войны город Куйбышев становится второй столицей СССР. Сюда из Москвы переезжает правительство и иностранные посольства. 7 ноября 1941 года на площади Куйбышева прошел исторический военный парад, который принимал на коне маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов. Задействованные воинские части, боевая техника, сразу после парада грузились в эшелоны и тот час отправлялись на фронт. В наше время площадь стала местом проведения массовых мероприятий. Здесь проводятся новогодние праздники, различные выставки, ярмарки, народные гуляния и спортивные соревнования.

Другие статьи по темам:

Оставить комментарий