“Комплекс дачи Головкина” г.Самара, ул.Советской Армии, 296

Наименование: Комплекс дачи Головкина
Местоположение: г. Самара, ул. Советской Армии, д. 296
Время содания: 1918 год
Автор: Головкин К.П. и Тепфер В.
Стиль:  модерн
Статус: Объект культурного наследия федерального значения

 

Историко-архитектурные исследования

 

Здание расположено по ул. Советской Армии, д. 296, у самой кромки крутого обрывистого берега, и хорошо просматривается с Волги.

 

Здание построено в стиле модерн по проекту самого владельца, самарского художника и купца II гильдии К.П. Головкина, и архитектора В. Тепфера в 1908-1909 гг. Перед домом, на площади, обращенной к реке, стоят изваянные из камня в натуральную величину два каменных слона, обращенных друг к другу. С южного фасада ансамбль дополняет скульптура девушки. Дача построена из бетонных блоков и полых кирпичей. Фасады не похожи друг на друга. Наиболее выразителен фасад со стороны Волги. Интерьеры дачи и мебель для каждой комнаты создавались по чертежам хозяина, каждая комната имела свою цветовую гамму. До настоящего времени внутреннее убранство дачи не сохранилось. Слоны сделаны из цемента по рисунку Головкина. Слоны пустотелые, и в одном из них, по воспоминаниям жены художника, были заложены документы и фотографии, относящихся к постройке дачи.

 

 

Здание сложное в плане, переменной этажности (2-3 этажа) на высоком стилобате, в уровне первого этажа открытые веранды со стороны западного фасада. Здание имеет сложную объемно-пространственную структуру из самостоятельных объемов, объединенных в единую композицию мастерством автора. Одноэтажный центральный объем выступает со стороны западного фасада в виде ризалита, имеющего трапециевидное завершение. Имеет два главных фасада: западный и восточный, которые решены аналогично; фасады оформлены в виде не глубоких лоджий в уровне второго этажа. Венчающий карниз повторяет трапециевидное окончание здания. Членение фасада выполнено чередованием узких высоких окон с мелкой расстекловкой фрамуг в уровне первого этажа и низких щелевидных окон в уровне второго этажа.

 

Со стороны южного фасада центрального объема расположен двухэтажный объем, увеличенный парапетной стенкой с закругленными очертаниями. Членение западного фасада двухэтажного объема выполнено узкими высокими окнами в уровне первого этажа. В уровне второго этажа трехчастное окно в стиле модерн, имеющее полуциркульное завершение и балкон, в ограждении которого сохранился первоначальный кованный фрагмент. Восточный фасад расчленен тремя прямоугольными окнами с мелкой расстекловкой фрамуг и трехчастными окнами в стиле модерн с перевернутым полуциркульным завершением. С южной стороны в уровне второго этажа расположены четыре небольших квадратных окна и пять узких окон разной высоты. Так же, имеется выход на кирпичный объем веранды, который в уровне второго этажа служит террасой. К террасе примыкает кирпичный одноэтажный объем прямоугольной формы с парапетной стенкой. Южный фасад объема имеет членение в пять узких высоких окон. С западного фасада к объему примыкает криволинейная веранда, имеющая деревянное ограждение в виде прямоугольных канилированных колонн, увенчанных квадратными капителями и деревянным карнизом.

 

 

 

Со стороны северного фасада центрального объема расположен трехэтажный прямоугольный объем, имеющий трапециевидное завершение. В уровне третьего этажа со стороны западного и восточного фасадов объем имеет членение в виде пятичастного окна в форме срезанного овала в стиле модерн и пяти узких невысоких окон, которые его подчеркивают. Со стороны северного и южного фасадов по три узких высоких окна в уровне третьего этажа, выделенные круглым углублением. Со стороны южного фасада имеется вынос внутренней водосточной трубы на основной объем кровли. В уровне первого этажа трехэтажного объема со стороны северного и западного фасадов расположена угловая терраса, имеющая деревянное ограждение, которое выполнено по аналогии с криволинейной террасой, расположенной с юго-востока здания.

 

Как видно по архивным фотографиям, первоначальный декор фасадов был утрачен.

В 1990-х центральная его часть была перестроена. Появился дополнительный объем на фасаде, ориентированном в сторону Волги, вместо открытой веранды, колонны и крыша которой были оставлены в качестве декоративных элементов фасадной плоскости.

 

Первоначальный внешний архитектурный облик объекта культурного наследия, включая скульптурные группы (слоны – 2 шт., женская фигура), первоначальная материальная структура здания, включая элементы декора, кованный элемент ограды балкона, являются предметом охраны и подлежат сохранению и реставрации.

 

Ветхость здания не определена. Состояние неудовлетворительное. Требуется реставрация сохранение и восстановление и поддержание стилистического своеобразия.

 

Исторические и архивные исследования

 

Константин Павлович Головкин родился 17 декабря 1872 года в семье купца Павла Головкина, бывшего коробейника, пришедшего в середине прошлого века в Самару пешком. Константин начал рисовать, еще не умея говорить. Когда он окончил шесть классов Самарского реального училища, отец поставил его работать в свой магазин. Но главной страстью Константина было все же рисование. В 19 лет он организовал кружок самарских художников. С 1891 по 1916 год им было устроено 19 персональных выставок, на которых он продемонстрировал 170 своих работ.

 

Также он имел дом и собственный писчебумажный и художественный магазин на улице Панской (ныне улица Ленинградская). Был купцом I гильдии, с капиталом к концу 1915 года в 2 миллиона рублей и владельцем первого в Самаре автомобиля. Серьезно занимался краеведением. Им была составлена уникальная краеведческая картотека. Сейчас она занесена в разряд уникальных дел самарского Госархива.

 

 

 

Константин Павлович умер в 1925 году, не дожив до 54 лет.

 

С площади перед дачей открывается прекрасный вид на Волгу. Здание выдержано в стиле модерн. Его фасады абсолютно не похожи друг на друга. Наиболее выразителен фасад со стороны Волги. Интерьеры дачи и мебель для каждой комнаты создавались по чертежам хозяина, каждая комната имела свою цветовую гамму. В стены зала во всю их длину были вмонтированы широкие холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся одеждах. Эти полотна, так же как и расположенная рядом с домом скульптура девушки, предположительно образ Волги, были выполнены самим хозяином дачи. После того как здание в советское время несколько раз меняло функции, в нем расположился клуб насосно-фильтровальной станции. Интерьеры утрачены, но сам дом отреставрирован.

 

Здание, выдержанное в стиле самарского модерна, было и остаётся украшением местности. Здесь, за городом, перед дачей художника, в начале XX века любила гулять нарядная публика, устраивались приемы и пикники.

Дача с парными скульптурами в стиле русского модерна была построена для своего семейства. Здание сложено из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Именно поэтому в доме уникальная акустика. Слоны сделаны из цемента по рисунку Головкина. Слоны пустотелые, и в одном из них, по воспоминаниям жены художника, были заложены документы и фотографии, относящиеся к постройке дачи.

 

Окна дома узкие и высокие - до трех метров. В них почти не проникал свет - приходилось зажигать свечи даже днем, зато свежесть Волги и ароматы розария, фруктовых деревьев, елочек, берез - всего того, что посадил Головкин своими руками, - присутствовали постоянно. В доме было пять комнат. В правой его части находилась гостиная, где во всю длину стен были вмонтированы написанные Головкиным широкие холсты с изображением летящей женской фигуры в развевающихся прозрачных одеждах. Еще стены оживляли металлические квадратные пластины с выдавленным орнаментом, где на месте ягод вставлялись стеклянные полусферы. Вся мебель дома была выполнена на заказ по эскизам Головкина. Украшением дома служили его же картины. А узоры на портьерах вышивала жена Константина Павловича.

 

После революции, семья Головкиных уехала из города. Дача была передана новой власти. Сначала под госпиталь, затем там «поселился» детский сад.

 

 

 

В 1929 году дача купца Головкина была передана на баланс МП «Водоканал» и сразу же переделана под клуб для молодежи. Кое-что сломали, кое-что доделали по-своему. Пытались там показывать кино, устраивать танцы, заниматься аэробикой.

 

В начале 90-х годов дом представлял собой довольно жалкое зрелище.

 

Новые владельцы дачи поставили в ней регистры центрального отопления. Но так как дача не предназначалась для проживания в ней зимой (Константин Павлович осенью уезжал в город), пустотелые блоки не выдержали, и пошли просадки фундамента. Руководство «Водоканала» решило стянуть фундамент металлическими поясами. Но это лишь навредило зданию - в стенах пошли трещины. Здание начало рассыпаться.

 

Реставрация длилась четыре года. В настоящее время «Водоканал» оградил территорию особняка забором и поставил охрану.

 

Источник: проект зон охраны

Информация по зонам охраны.

 

Оставить комментарий