Концепция развития ул. Куйбышева

ПРОЕКТ: Концепция развития ул. Куйбышева (в рамках воркшопа #САМАРА_ОТКРЫТЫЙГОРОД)

МЕСТО: Россия, Самара, ул. Куйбышева от Хлебной площади до ул. Вилоновской

ГОД: 2018

 

 

01.

01-vesna.md.jpg

 

 

ОПИСАНИЕ: В сентябре 2018 года в Самаре прошел первый курортно-проектный семинар и воркшоп #САМАРА_ОТКРЫТЫЙГОРОД, который инициировало бюро WOWHAUS.

 

"Проектное бюро Т.М." вместе с коллегами из WOWHAUS выступили кураторами разработки концепции развития улицы Куйбышева - одной их трех территорий, выбранных для воркшопа. Улица пережила новую эпоху, будучи перекрытой для движения транспорта на все время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, показав свой огромный потенциал пешеходной зоны.

Проектная команда предложила видение дальнейшего развития улицы как полноценного общественного пространства и драйвера экономического роста для всего исторического центра города.

 

 

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Анастасия Гаршина (Самара), Екатерина Кондрова (Уфа), Лейла Удимамедова (Санкт-Петербург), Владислав Кондрашов (Самара)

Кураторы: ТМ: Александр Шуткин, Ира Фишман. WOWHAUS: Екатерина Спорыхина, Татьяна Старченко.

 

 

Консультанты команд: Максим Любавин (социолог, партнер КБ23), Юлия Пацюкова (социолог, аналитик КБ23), Николай Залесский (научный сотрудник НИУ ВШЭ), Ирина Карасельникова (аналитик, НИУ ВШЭ), Оксана Травян (ROOT Development), Анна Пилипович.

 

 

02.

02.md.jpg

 

 

КОНЦЕПЦИЯ.

 

 

В городе, как в доме, есть свои спальные, столовые, гардеробные, коридоры, террасы и сады. Сердце каждого дома – его гостиная. Прошедший в Самаре чемпионат безошибочно определил главную «гостиную» города - улицу Куйбышева - самое активное и желанное место пребывания на этот период. Как в полноценной гостиной – здесь есть место самым разным занятиям – от шумных встреч с друзьями на «Бродвее» до уединенного созерцания закатов в «Пушке». Но улица остро нуждается в грамотном планировании, оптимизации профиля с учетом актуальных запросов пользователей и насыщении необходимой для эффективного функционирования инфраструктурой.  Мы разделили ее на четыре смысловые части: тихую зону с палисадниками у Хлебной площади - как уголок для отдыха от шума и суеты, который должен быть в любой гостиной, Главную площадь (пл. Революции) - она же приемная, городской променад - Бродвей - он же - главное место тусовок и встречи гостей, и городской сад, где приятно подышать воздухом после вечеринки - Струкачи (Струковский сад) и Пушка (Пушкинский сквер). Особый характер каждого отрезка определил набор решений, формирующих комфортную и живую уличную среду: расширение пешеходной зоны, организация платных парковочных карманов и парклетов для кафе, зонирование тротуара, регулярное озеленение фронта, введение разделительной полосы на участке вдоль парка и изменение структуры площади Революции.

 

 

03.

03-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-3.md.jpg

 

 

04.

04-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-5.md.jpg

 

 

05.

05-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-6.md.jpg

 

 

06.

06-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-7.md.jpg

 

 

07.

07-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-11.md.jpg

 

 

08.

08-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-12.md.jpg

 

 

09.

09-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-13.md.jpg

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЛИЧНОГО ФРОНТА

 

 

На схеме прослеживается изменение характера улицы - от преимущественно жилой - у Хлебной площади (слева) до административного городского центра (справа). Средний участок более остальных насыщен коммерцией, для него характерно смешение функций по этажам - это наиболее активный уличный фронт Куйбышева.

 

 

10.

10-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-81.md.jpg

 

 

ОБЪЕКТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР РАЗНЫХ УЧАСТКОВ УЛИЦЫ

 

 

На Куйбышевской можно найти все характерные для настоящей улицы-парадной гостиной активности: здесь можно учить уроки (школы), читать или любоваться художественными коллекциями (библиотеки, музеи, галереи), смотреть кино (кинотеатр и киноклуб), принимать пищу в окружении семьи и друзей (кафе и рестораны), заниматься обновлением гардероба (бутики) и просто спокойно отдыхать, наслаждаясь видами и природой в парках, садах и во время прогулок по уютным самарским дворикам.

 

 

11.

11-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-91.md.jpg

 

 

Концепция предполагает сокращение площади асфальта (проезжей части) на 20% и почти двукратное увеличение количества деревьев вдоль уличного фронта.Для отображения принципиальных решений каждой зоны было выбрано четыре фрагмента - они выделены на схеме генерального плана. 

 

 

12.

12-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-151.md.jpg

 

 

ТИХАЯ ЗОНА

 

 

13.

13-T2333.md.jpg

 

 

Чем ближе к Хлебной площади, тем более кулуарным становится характер улицы. Административные здания и коммерческие объекты уступают место жилым домам с уютными двориками, интенсивность транспортного потока на этом отрезке несравнимо ниже, чем на остальной части улицы. Между тем профиль улицы по-прежнему включает 4 полосы проезжей части. Концепция предполагает оптимизацию профиля улицы с сокращением ширины проезжей части до двух полос и устройством широких полос озеленения вдоль всего фронта улицы, где местные жители смогут устроить живописные палисадники, как это давно практикуется на улице Чапаевской, очень схожей с этим отрезком улицы Куйбышева по функциональному наполнению, низкой интенсивности движения транспорта и общей атмосфере. Парковочные карманы устраиваются только в местах расположения административных зданий и школы - в кварталах от ул. Комсомольской до пл. Революции.

 

 

14.

14-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-16.md.jpg

 

 

15.

15-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-17.md.jpg

 

 

16.

16-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-18.md.jpg

 

 

17.

17-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-19.md.jpg

 

 

18.

18-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-20.md.jpg

 

 

ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ (ПРИЁМНАЯ)

 

 

19.

18-zima.md.jpg

 

 

Площадь Революции сейчас является в основном транзитным пространством - она не аккумулирует активности. Круглый сквер с памятником Ленину в центре и лавочками с видом на памятник, окруженный кольцом интенсивного транспортного потока и беспорядочной парковкой по углам. Проектная группа предложила полностью реорганизовать структуру площади, разбив ее строгую симметричную планировку системой живописных зеленых островков, предполагающих гораздо большую вариативность прогулочных маршрутов и проницаемость сквера, которая достигается также реорганизацией транспортного движения вокруг площади. От ул. Ленинградской улицу предлагается оставить проезжей только для общественного транспорта, а кольцевое движение не замыкать, оставив один (наиболее насыщенный на сегодня точками притяжения) угол полностью пешеходным и связанным с центральной частью площади. И, конечно, у площади должна появиться своя событийная программа, как это происходило летом - во время Чемпионата.

 

 

20.

19-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-22.md.jpg

 

 

21.

20-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-23.md.jpg

 

 

22.

21-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-24.md.jpg

 

 

23.

22-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-25.md.jpg

 

 

БРОДВЕЙ (МЕСТО ТУСОВКИ)

 

 

24.

23-kollazh_nastin22.md.jpg

 

 

Концепция предполагает сужение проезжей части до двух полос шириной по 3, 5 м и устройство платных парковочных карманов на всем протяжении Бродвея. Напротив кафе формируются парклеты - антикарманы для размещения уличных столиков  и элементов контейнерного озеленения. Все провода между опорами освещения  убираются под землю,  восстанавливается зеленый фронт улицы. Сегодня над улицей растянута настоящая паутина проводов, создающая визуальный мусор и вынуждающая подрезать деревья, ограничивая их рост и уродуя кроны.

 

 

25.

24-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-28.md.jpg

 

 

26.

25-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-29.md.jpg

 

 

27.

26-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-30.md.jpg

 

 

28.

27-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-31.md.jpg

 

 

СТРУКАЧИ (ГОРОДСКОЙ САД)

 

 

Куйбышева делает изгиб, проходя между двумя парками - Пушкинским сквером и Струковским садом. Здесь сильный перепад рельефа и довольно опасный спуск с избыточной шириной проезжей части. Концепция предполагает устройство разделительной полосы с высадкой кустарника, которая будет способствовать успокоению и безопасности движения транспорта и созданию более благоприятной атмосферы на данном участке. Расширение тротуаров на квартале от ул. Красноармейской до ул. Шостаковича  сделает возможным высадку деревьев на этом отрезке улицы и он снова станет зеленым, как это было в советский период.

 

 

29.

28-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-34.md.jpg

 

 

30.

29-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-35.md.jpg

 

 

31.

30-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-36.md.jpg

 

 

32.

31-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-37.md.jpg

 

 

33.

32-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-38.md.jpg

 

 

На первом этапе предлагается реализовывать предложенные решения через тестовое благоустройство: разметку, мобильные МАФы, сборные настилы и ограждения, и уже потом приступать к реализации. 

 

 

34.

33-GOSTINAY-GORODA-KURORTA-401.md.jpg

 

 

Источник.   

 

 

Следить за обновлениями блога можно в Телеграме 

 

Если у вас есть какая-то интересная информация на тему строительства: проекты, планы, эскизы и т.д., будем очень благодарны, если поделитесь, например, написав нам на почту: taburentka@gmail.com


Нашли опечатку? Сообщите нам об этом, используя форму для комментариев.

 

Комментарии

По-моему отличный проект - только вот бы совсем машины убрать. А это почему-то даже боятся предлагать) Оставить проезд только для жителей и разгрузки для магазинов, соответственно закрыть возможность для сквозного проезда

красивый и функциональный проект. Зацепило одно НО. нельзя нам газонов...Я имею в виду места, где растут деревья на пешеходных зонах. деревья - да! цветы - да! но в кадках/вазонах. К сожалению, в нашей стране такие загоны чаще это грязь весной и осенью, смытая на дорогу и тротуар.

Вы урбанистичеки-безграмотны, Елена. Это не оскорбление, это - факт. Деревья в вазонах? Кому и зачем нужны такие деревья? они не будут живыми, не будут развиваться как часть живой природы, не будут давать главного, что требуется от дерева -тени. Это декорация-времянка. Про грязь - в современной урбанистике эта проблема давно решена в странах, с климатом аналогичным российскому и более капризным. Вообще, грязь в старом городе, если вы не в курсе, не от того, что её "смывает", а из-за обилия машин и как раз-таки отсутствия нормальных газонов. Мой вам совет - прежде чем высказывать свое мнение, почитайте хоть немного о современной урбанистике и о том, как в современных цивилизованных городах решается проблема грязи.

Как показал "результат" подготовки города к FIFA - презентация с картинками и реальность очень разные вещи. Я бы посоветовал начать с простого - новые проекты благоустройства в любой точке города делать по уму (продуманно, качественно, красиво, цивильно). Раньше (50 лет назад) получалось. Например, многострадальное Московское шоссе два года делали и что принципиально поменялось? Бордюры заменили с красного гранита на серый. Зачем? Столбы поменяли на металл, но провода как висели, так и висят. Зачем? О паркингах и другом для нас сверхестесственном говорить вообще не приходится. И так везде. Но надежда бесконечна)))

Почему никто не берёт в расчёт период зима-весна? Как там будет, комфортно?

А почему там должно быть некомфортно? Какие к тому есть предпосылки? Некомфортнее чем сейчас зимой-весной там быть уже не может.

Случайно нашла этот сайт, с интересом посмотрела многие проекты. Стало грустно... Где действительно ПРОЕКТЫ, КОНЦЕПЦИИ... СКУДНОВАТА ФАНТАЗИЯ У СОВРЕМЕННЫХ АРХИТЕКТОРОВ. Все выглядит как, даже не "евроремонт", а "косметический". Жаль! Появилась возможность преобразить город, но что вы "проектируете"?!

Отличный проект! Искренне хотелось бы, чтобы его реализовали!

Оставить комментарий