Самара - город пешеходов. Зеленый манифест.
Авторы: Александр Филимонов, Ольга Филимонова.
Проект-манифест представляет широкий взгляд на наш город как на "остров" между двух рек Волги и Самары. Мы (жители, градостроители и тд) сейчас совершенно не используем эту возможность, мы вообще не думаем про город в таком ключе, а это по-сути и есть наш бренд - наш ландшафт. Если представить ситуацию, когда любой человек, на велосипеде, на общественном транспорте или пешком может беспрепятственно обойти или объехать город вдоль набережной Волги и Самарки - это вывело бы город на новый уровень качества жизни.
А проспект Карла Маркса мог бы превратится в зеленый супербульвар, где мы можем неспешно гулять или ехать на велосипеде или на бесшумном экотрамвае, преодолевая весь город в 10 -20 минут и дышать при этом чистым воздухом.
Но это не просто "зеленый" проект, его реализация дала бы толчок к решению транспортных проблем, дала бы новые смыслы городу, сформировала новые сценарии жизни, актуализировала развитие внутри города, а не разрастание его за пределы человеческих границ.
01. Самара - город пешеходов.
02. Зеленый манифест.
03. Город принадлежит пешеходу, человеку на велосипеде и горожанину, который пользуется общественным транспортом.
Шкала приоритетов выглядит следующим образом: ПЕШЕХОД-ВЕЛОСИПЕДИСТ-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ-ЛИЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
04. Пешеход должен иметь возможность пересечь весь город не встретившись с автомобильным движением.
05. Велосипедист должен иметь возможность передвигаться по выделенной полосе с регулируемым движением.
06. Общественный транспорт должен пользоваться приоритетом на дороге и двигаться по выделенной полосе, не занимаемой личным автотранспортом.
07. В идеале, городская среда должна помогать человеку постепенно отказываться от частного автотранспорта, как средства передвижения по городу, дав ему полноценную альтернативу в виде комфортной городской инфраструктуры, располагающей к пешим прогулкам и поездкам на велосипеде.
08. Гуляющий человек должен быть освобожден от негативных эмоций и стресса, которые проистекают от напряженного уличного движения.
Умиротворение и созерцание - вот главное занятие пешехода, это его свобода и его привилегия.
09. «Зеленый манифест» предлагает реализовать три глобальных проекта, которые в полной мере ответят на сформулированные манифестом тезисы.
10. Первый проект - «Самарский треугольник» предполагает благоустройство береговой линии реки Волга и реки Самара и устройство непрерывной набережной со скверами и пляжами. Расходясь от стрелки рек двумя проспектами Волжским и Самарским, набережные замыкаются в условный треугольник проспектом Кирова.
Внутри треугольника будут обеспечены четко артикулированные поперечные связи между Волжским и Самарскими проспектами. Это даст городу новый транспортный каркас, сформированный окружной дорогой с прекрасными волжскими видами, и поперечными дорогами, которые позволят быстро попадать в нужную точку внутри городской сети. Все проспекты нового транспортного каркаса будут оснащены выделенными полосами общественного транспорта и велодорожками.
11. Второй проект – «Зеленая стрела» предполагает размещение на месте проспекта Карла Маркса линейного супер-объекта.
Зеленый прямоугольник будет сформирован двумя проспектами с широкой центральной эспланадой. Супер-бульвар общей шириной 250 м и протяженностью 13,2 км. будет размещен перпендикулярно проспекту Кирова и пройдет через весь город - от пригородного автовокзала и парка Щорса до Ракитовского шоссе.
12. «Зеленая стрела» - царство «гуляющего человека», территория природы, предназначенная для отдыха городского жителя и своеобразное убежище от агрессивного ритма растущего города.
Пешехода здесь ждут парки с озерами и лужайками, спортивные сооружения, музеи, выставочные залы, эстрады, различные площадки для отдыха, фонтаны, кафе и рестораны велосипедные и пешеходные дорожки, зоопарк, открытый плавательный бассейн, смотровые площадки разнообразные ландшафтные парки.
13. Супер-бульвар можно пересечь на бесплатном муниципальном велосипеде, взятом на прокат на специальных стоянках, или прокатиться на курсирующем здесь бесшумном зеленом трамвае.
14. "Самарский треугольник" сформирован тремы проспектами: Волжским проспектом, Самарским проспектом и проспектом Кирова.
15.
16. Проспекты, проходящие через супер-бульвар и являющиеся поперечными городскими связями, должны быть заглублены относительно земли, не прерывая целостность зеленого прямоугольника. Над этими трассами появятся многочисленные пешеходные мосты и переходы в одном уровне с супер-бульваром.
Устройство подземных паркингов под центральной эспланадой и их территориальная и пешеходная доступность должны, наконец, решить проблему с хаотично разбросанными частными гаражами и стоянками, уродующими облик города.
17. Все городские парки и скверы должны быть связаны с супер бульваром формируя зеленый городской каркас.
18. «Зеленая стрела» делит «Самарский треугольник» пополам, что делает это пространство важным общегородским центром, по масштабу соизмеримым с благоустроенной береговой линией города. Индустриальные центры «Безымянки» и «Металлурга» будут связаны с историческим центром Самары.
19. Развитие городов и малых населенных пукнтов по принципам "Зеленого манифеска", подготавливает планету к кругосветному вело-туризму.
20. Глобальный супер-бульвар протянется через всю планету, представляя вело-путешественнику всю необходимую в дороге инфраструктуру.
21.
22. Третий проект – «Кремль» восстановление самарской деревянной крепости на стрелке рек Волги и Самары. «Кремль» нужно воспринимать как метафору духовного городского центра, как источник идентичности горожан, место силы.
Следить за обновлениями блога можно: в Твиттере, Фейсбуке , Вконтакте
Если у вас есть какая-то интересная информация на тему строительства: проекты, планы, эскизы и т.д., будем очень благодарны, если поделитесь, например, написав нам на почту: taburentka@gmail.com
Комментарии
Гость
04.12.2015 18:59
Проект интересный. Несколько замечаний.
1. Надо уточнить приоритеты в городе: пешеход - велосипедист - общественный транспорт - коммерческий транспорт - движущийся личный транспорт - стоящий личный транспорт.
2. Муниципальный велопрокат не должен быть бесплатным. Он должен быть доступным, например, до 50 рублей - чуть больше стоимости двух поездок на общественном транспорте.
3. Боюсь, общество будет не готово поддержать такой проект. Для многих даже не очевидна формула "больше дорог - больше автомобилей".
ирина
05.12.2015 15:09
Проект заинтересовал.Думаю,что не тольео общество,но и власть не заинтересует этот проект,поскольку решения диктует бизнес.Им это неинтересно,прибыли мало,а затрат много.
Илья
06.12.2015 20:47
Посмотрите на реальный пример Валенсии, где по аналогии с нашим К.Маркса, а там по бывшему руслу реки через город, озеленили территорию. Очень круто
Александр
07.12.2015 0:51
Пара неоднозначных моментов. Но в целом интересный проект! Порадовали правильно расставленные приоритеты, что было даже неожиданно увидеть, учитывая общую по стране тенденцию делать всё наоборот, как, например, различные планы по расширению дорог и то, что сейчас делают с Московским Шоссе и ненужными, неудобными подземными переходами вместо нужных правильно оборудованных наземных переходов. Тема хорошая. Автору респект. Жаль подобные проекты (особенно продуманные, красивые, с правильно расставленными приоритетами) у нас делать вряд ли станут.
Владислав
08.12.2015 11:19
Меркушкину покажите при личной встрече (добейтесь ее и прямо чтобы из ваших рук на планшете). Вдруг его шибанет и он начнёт это осуществлять))! Идея супер! Особенно про бесшумный трамвай по зелёной стреле через весь город...это красиво! К Мундиалю очень подошло бы. Это то, что вырвет город из серости.
Артем
08.12.2015 12:15
Этот пост следовало бы приберечь для 1 апреля - проект слишком утопичен, чтобы его кто-то всерьез рассматривал, особенно порадовал глобальный супербульвар. Хотя по сути мысль правильная.
Дмитрий
08.12.2015 13:35
Это придумал человек в розовых очках, совершенно оторванный от реальности.
Даже если гипотетически предположить реальность этого проекта, то реализация займет лет 50 минимум.
Елена
16.12.2015 14:15
Это очень круто! как человек, который предпочитает ходить пешком, не могу не восхититься. про проспект на К. Маркса.. сдается, что и под машины его не сделают, не то, что под людей и велосипеды.
Владимир
13.01.2016 17:39
Очень классная мечта.Великолепный образ города через треугольник. Когда реализуется? Да хоть в течении 100лет. У города появляется цель вместо деревенского подхода с точечной застройкой и запоздавшей реакцией на транспортные потоки.
Дмитрий
14.01.2016 9:56
Отлично! Даже если некоторые считают проект не реальным, его надо предлагать, обсуждать, выносить на публичные слушания и круглые столы. Даже если пройдет нечто среднее между зеленым городом и полной ж. это будет лучше чем просто полная ж.
Оззи
16.01.2016 11:23
Отличная идея. Это хороший вектор для развития города.
noncomfor
06.04.2016 12:29
Для первоапрельской шутки очень даже хороший вариант. Для серьезного предложения это непродуманный и отвратительный бред.