Православные храмы дореволюционной Самары
Обзор всех храмов Самары, построенных до 1917 года.
В первой части обзора будут представлены только православные церкви, без разного рода часовен, а также домовых церквей при учебных заведениях, больницах, богадельнях и т.п. Старообрядческие храмы тоже не включены в данный обзор.
Автор материала: Валерий Григанов
Крепость Самара была построена в 1586 году и, вероятно, одновременно с ней был возведён Храм во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы, первая церковь Самары. С какого-то времени Троицкая церковь имела придел во имя Николая Чудотворца. Троицкий храм на протяжении всей своей истории оставался деревянным, из-за ветхости до 1785 года он был перестроен и «поставлен при кладбище», а позднее, до 1787 года, и вовсе окончил своё существование: сгорел или был продан в какое-то селение.
В 1634 году впервые в документах в Самаре зафиксированы два храма — Троицкий и Никольский — как отдельно существующие. Можно предположить, что второй самарский храм получил название Никольского по приделу, бывшему в Троицком храме, за счёт упразднения этого придела. Первое упоминание о Никольском храме в 1634 году не означает, что это год его постройки: он мог быть построен и раньше. Никольский храм пользовался у самарцев даже бóльшим почётом, нежели Троицкий храм, формально являвшийся в городе главным. Никольский же храм не позднее 1738 года фиксируется в документах как каменный, но ещё веком ранее, в 1636 году, немецкий путешественник Адам Олеарий писал о существовании в Самаре каменных церквей. Был ли это Никольский храм или какой-то другой, ещё неизвестный исследователям?
01. Самара на рисунке Адама Олеария.
В числе первых храмов Самары стоит также упомянуть два, построенные при мужском и женском монастыре. Первое упоминание о мужском Спасо-Преображенским монастыре относится к 1631 году, но есть мнение, что он был основан одновременно со строительством крепости или вскоре после этого. При монастыре действовал деревянный храм. А в 1624-1625 годах был основан женский Спасский монастырь. Храм в нём также назывался Спасо-Преображенским. В 1685 году этот храм был построен в камне. Он был разрушен в 1952 году при строительстве подъездной дороги к мосту через реку Самару.
02. Спасо-Преображенский храм, фото приблизительно 1875 года.
Ко второй половине XVII века относится постройка третьей приходской самарской церкви — деревянной Вознесенской, предшественницы современного Вознесенского собора, что на улице Степана Разина. Впервые она была построена на углу нынешних улиц Водников и Комсомольской. В 1765 году сгорела и была восстановлена уже на улице Саратовской (Фрунзе), возле кладбища. В 1807 году сгорела вновь, но опять же была восстановлена.
В книге «Святыни Самарского края» есть информация, что в 1813 году по причине закрытия погоста деревянная Вознесенская церковь была перенесена на свое нынешнее место на улице Степана Разина. В 1841 году началось её возведение в камне. Но об этом я расскажу чуть позже, чтобы не нарушать хронологию.
Таким образом, к концу XVII века в Самаре документально известны 5 храмов: 3 приходских и 2 монастырских. Не исключено, что были и другие храмы, о которых мы не знаем. Почитать подробнее о первых самарских храмах и узнать, где они располагались, можно в этом материале: http://drugoigorod.ru/makarov-history/
В 1744 году возле южного фасада Никольского храма был возведен каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери так, что Никольский храм стал левым (северным) приделом нового большого церковного здания. Примерно с 1783 по 1851 годы Казанский храм являлся главным (соборным) храмом Самары.
03.
04.
05.
06.
07.
08. Казанский собор на Хлебной площади.
В 1920-е годы Казанский собор был закрыт, здание передано построенному рядом с ним заводу (ныне снесённый Самарский завод клапанов) под столярную мастерскую, в 1950-е годы храм или то, что от него к тому времени оставалось, был разрушен.
По найденной мной информации, Казанский собор был единственным храмом в Самаре, построенный в XVIII веке, да и в начале века XIX новых церквей у нас тоже не строилось. Почему — отдельный вопрос, здесь я его рассматривать не буду. Как бы то ни было, строительство храмов возобновилось в 40-е годы XIX века, да ещё как!
В 1844 году была достроена и освящена Церковь Святой Живоначальной Троицы. Проект храма был выполнен известным архитектором Михаилом Петровичем Варенцовым-Коринфским. Теперь на его месте — Дом Специалистов.
09. Троицкая церковь и рынок до Революции.
10.
11. Троицкая церковь до 1930 года.
12. Троицкая церковь — 1920 год.
13. Газетная вырезка 1937 года.
14. Дом Специалистов — 1938 год.
15. Дом Специалистов — 1940 год.
16. Дом Специалистов — 1950 год.
17. Дом Специалистов — 1956 год.
В 1848 году было завершено строительство Собора в честь Святого Вознесения Христова, самого старого храма Самары, сохранившегося до наших дней. Как я уже писал, он является «наследником» деревянной Вознесенской церкви, впервые построенной на углу нынешних улиц Водников и Комсомольской, а затем неоднократно горевшей. Строительство каменного храма началось в 1841 году. В 1847 году правый придел Вознесенского собора был освящён во имя архангела Михаила. Спустя год был освящён главный престол.
18. Вознесенский Собор. Успенский Собор на Вознесенской горе (сейчас ул.Комсомольская)
19.
20.
21.
Долгое время собор был крупнейшим в Самаре. После основания Самарской губернии Вознесенский храм стал кафедральным и оставался таковым до 1894 года. После революции храм был закрыт и вновь передан церкви только в 1991 году. Восстанавливался он по проекту Самогорова-Пастушенко, первая служба состоялась в мае 1993 года. При соборе были созданы церковная библиотека, богадельня и воскресная школа.
Современный адрес храма: Степана Разина, 78.
Первая деревянная Церковь Иверской иконы Божией матери была построена в 1855 году и находилась на территории Иверского женского монастыря. В 1882-1888 годах рядом была построена новая каменная церковь Иверской иконы Божией Матери (сохранилась, действует). Около 1900 года старая деревянная Иверская церковь была разобрана, на её месте в 1901-1903 годах построена каменная церковь Иерусалимской иконы Божией Матери (сохранилась, действует).
22.
Между 1858 и 1869 годами был построен Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) в Иверском женском монастыре. Архитектором его был К.Г. Макер, архитектурные стили: эклектика и русско-византийский стиль. В 1930 году храм был снесён.
23. 1881 год.
24.
25. 1925 год.
26. Успенский Храм - справа.
27. Теперь на месте Успенского храма — двор жилого дома.
В 1861 году построен действующий по сей день Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери (Покровский собор). Это единственный в городе храм, который никогда не закрывался. Службы не прекращались даже после прихода советской власти.
28. Покровский Собор.
29.
30.
31.
7 ноября 1977 года, в день шестидесятилетия Октябрьской революции, собор был подожжён неизвестными лицами, отчего почти полностью погибла роспись начала века. Ремонт храма занял три года. В 1996 году храм был опять отреставрирован, а его шатровые покрытия украсились покрытием «под золото». Сейчас Покровский снова реконструируют, но храм открыт.
Адрес: Ленинская, 75-а.
Церковь Воскресения Христова (Воскресенская церковь) стояла на месте нынешней Самарской площади. Построили её между 1862 и 1864 годами в стиле неоклассицизм, а снесли в 1930 году, как и многие другие самарские храмы.
32. Вид с юго-западной стороны по современной Самарской улице, фотография начала 20 века.
33. Вид с колокольни Храма Христа Спасителя, фотография конца 1910-х годов.
34. Фото приблизительно 1910 года.
Храм во имя апостолов Петра и Павла (Петропавловская церковь) был построен в 1865 году по проекту известного самарского архитектора Александра Щербачёва на средства купца Андрея Головачёва. Архитектура храма выдержана в русском стиле. Храм освятили 26 сентября 1865 года. В 1898-99 годах в два раза были увеличены объёмы боковых приделов. В 1939 году церковь закрыли и использовали как военный склад, однако уже в конце Великой Отечественной войны церковь вновь возвратили верующим, отремонтировали и восстановили роспись. Почти полвека Петропавловская церковь и Покровский собор были единственными действующими храмами в Куйбышеве.
Адрес: Буянова, 135-а.
35. Петропавловская церковь, фото 1960 года.
В 1865 году была постоена Церковь Всех Святых на старом городском кладбище. В её строительство вложил большие средства Емельян Николаевич Шихобалов и его братья, Михей, Матвей и Антон. В 1883 году храм был расширен Емельяном Николаевичем и Антоном Николаевичем за счет пристроя с восточный стороны.
На Всехсвятском кладбище были похоронены многие известные жители Самары, в том числе мать писателя Алексея Толстого, мать певца Федора Шаляпина, герой гражданской войны Н.А.Щорс. Но в 1926 году кладбище было закрыто, храм разрушен. На месте этого погоста построили кабельный завод. И только прах Щорса в 1949 году с трудом разыскали и перенесли на новое городское кладбище. От других могил не осталось и следа.
В 1931 году Всехсвятская церковь была взорвана. Сегодня на её месте стоит памятник расстрелянным революционерам (Красноармейская, 133).
Подробнее о истории строительства храма можно почитать здесь: https://kraeham.livejournal.com/47446.html
36. Всехсвятская церковь.
37.
38.
Церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская церковь) на Троицком рынке по размерам больше похожа на часовню, но по названию попадает в мой перечень. Она была построена в 1866 году в стиле эклектика, а снесена в 1954 году. Фотографий её немного, и на них она теряется рядом Троицкой церковью и другими постройками, зато есть рисунок её фасада.
39. Начало 1900-х годов, Крестовоздвиженская церковь в левой части кадра.
40. Конец 1870-х годов, Крестовоздвиженская церковь в левой части кадра.
41. Фасад Крестовоздвиженской церкви.
В 1868-1873 годах рядом со Спасо-Преображенской церковью на Хлебной площади была построена в греческом стиле церковь Смоленской иконы Божией Матери, в которой размещалась икона, привезённая, по преданию, из Персии.
42. Смоленская и Спасо-Преображенская церкви.
43.
44.
Церковь Николая Чудотворца в колокольне Иверского женского монастыря была построена между 1877 и 1881 годами по образцовому проекту архитектора К.А. Тона, впервые использованного при строительстве колокольни Симонова монастыря в Москве. В 1929 году колокольня была взорвана, а в 2008-2014 годах воссоздана в прежних формах и на прежнем месте.
45.
46.
Каменная Церковь Иверской иконы Божией Матери была построена между 1882 и 1888 годами на территории Иверского женского монастыря. Автором проекта был П.А. Иностранцев. В советское время была закрыта и частично разобрана, но затем восстановлена архитекторами А.В. Шошиным и Н.А. Красько. Действует.
47. Церковь Иверской иконы Божией Матери видна слева от колокольни.
Весной 1886 года состоялась закладка фундамента Ильинской церкви. Церковь возводили по подобию Покровского собора, взяв за основу проект архитектора Э.И. Жибера. Ильинский храм расположился в центре Острожной площади. В последствии эта площадь на пересечении улиц Ильинской и Алексеевской была названа Ильинской площадью. Теперь это сквер на пересечении Красноармейской и Арцыбушевской. Храм уничтожен в тридцатые годы.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Церковь Сергия Радонежского в Чёрновских садах была построена между 1893 и 1894 годами в псевдорусском стиле по проекту Александра Щербачёва, снесена приблизительно в 1930 году.
54. Фото начала 1900-х годов.
В 1894 году было завершено строительство самого большого храма Самары, Храма Христа Спасителя (Самарского Кафедрального собора). О его непростой судьбе написано уже очень много (например, здесь https://63.ru/text/culture/415643623301132.html), поэтому тут приведу только основные сведения.
Торжественная закладка храма состоялась 25 мая 1869 года. По некоторым данным, во время своего визита в Самару в 1871 году, Александр II лично заложил камень в строящийся собор. Проект храма на две с половиной тысячи человек разработал петербургский профессор архитектуры Эрнест Жибер. Но так как сам вести надзор за строительством он не мог, эта функция была возложена на местных архитекторов. Постоянная смена архитекторов вызвала разногласия на и без того медленно производимом строительстве.
В 1882 году работы по строительству были приостановлены и возобновились лишь в в 1890 году под руководством знаменитого самарского архитектора Александра Щербачёва. Возведение храма завершилось только в 1894 году и заняло в общей сложности 25 лет. В итоге получился грандиозный храм, пятиглавый, с высокой колокольней (по разным данным – от 75 до 89 метров), выполненный в неовизантийском стиле. С момента освещения 30 августа 1890 года и до 1928 года храм являлся кафедральным собором Самарской епархии.
После революции Соборная площадь, на которой стоял храм, была переименована в Коммунальную, а в 1930 году закрыли и сам собор, после чего началась его разборка. Добытый при этом кирпич сразу же шёл на строительство Дома промышленности, Дома красной армии, Радиодома. Строительный мусор использовался для засыпки оврагов, для строительства дамбы и других объектов. Разбор собора продолжался около четырех лет. Последней, весной 1935 года, взрывали колокольню.
Впоследствии на этом месте был построен дом культуры, в котором сейчас находится Самарский театр оперы и балета. И на сегодняшней площади Куйбышева уже ничего не напоминает о том, что когда-то здесь стоял грандиозный Храма Христа Спасителя.
Фотографий Кафедрального собора в интернете тоже очень много, я выбрал самые типичные либо, наоборот, редкие, показывающие разные моменты существования храма.
55. Рисунок Вагана Каркарьяна.
56.
57.
58.
Отдельно приведу вертикальные снимки, на которых в том числе запечатлено внутренне убранство собора.
59.
60.
61.
62.
63.
65.
66.
67.
Так шло строительство храма.
68. 1860 год — так выглядело будущее место строительства храма.
69. 1865 год.
70. 1870 год.
71. 1893 год.
72.
А так разрушали храм в 30-е годы.
73. 1930 год — к разборке храма ещё не приступили, но уже сняли кресты и купола.
74. 1932 год.
75. 1933 год.
76. 1934 год.
77. 1935 год — от огромного храма не осталось и следа.
И в заключение — так бы выглядел собор в сравнении с современным Театром оперы и балета (только располагался бы он не за театром, а перед ним, посреди площади).
78.
Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Софийский храм) построен в 1898 году на средства попечительницы Мариинского приюта для детей-сирот Надежды Шехларёвой по проекту Александра Щербачева. Храм выдержан в русском стиле. Был закрыт в 1929 году, после чего здесь расположился музей Комсомола, а потом отдел советской истории областного краеведческого музея. Церковь вернули верующим в 1991 году, а первая служба в храме прошла в сентябре 1994 года в канун престольного праздника храма. Сейчас храм располагается по адресу: ул. Чапаевская, 135.
79. 1890 год.
80. 1898 год.
Деревянная Церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская) в Засамарской слободе (за рекой Самара) была построена между 1897 и 1898 годами в стиле эклектика с элементами псевдорусского стиля. Архитектор — Тадеуш Хилинский. В 1932 году церковь была снесена.
81. Фото начала XX века.
83. Вид церкви во время разлива Волги и Самарки, открытка начала 1900-х годов.
84. Крест на том месте, где стояла церковь.
В 1900 году в честь 50-летия Иверского женского монастыря решено было воздвигнуть каменный двухэтажный храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Сюда же предполагалось перенести общую обительскую трапезную. Храм строился по проекту и под наблюдением епархиального архитектора Т.С. Хилинского. 5 июля 1901 года состоялась закладка здания. Храм построили и освятили в 1903 году. В его нижнем этаже размещались: пекарня, квасная, а также склепы для могил, а в верхнем - трапезный храм с престолом во имя Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи и свт. Феодосия Черниговского.
В 1925 году здание этого храма занял клуб водников, позже там разместился Дом науки и техники. Здание храма было возвращено РПЦ в 1991 году вместе с другими уцелевшими строениями монастыря. Сейчас он действует.
Дореволюционного фото я не нашёл, зато есть замечательный рисунок.
85. Панфильцев Николай «Уголки старой Самара. Трапезная Иверского монастыря»
86. Современный облик храма, автор фото неизвестен.
Собор Николая Чудотворца в Никольском мужском монастыре построен между 1902 и 1909 годами. Автор проекта неизвестен, стиль — псевдовизантийский. Надзор за строительством осуществляли Филарет Засухи и Александр Щербачёв. Приблизительно в 1935 году храм был разобран на строительные материалы.
87. Фотография приблизительно 1910 года.
88. Эскиз западного фасада, иллюстрация к книге "Православные святыни Самарского края", 2001 год.
Церковь Пантелеимона Целителя при Земской больнице была построена в 1911 году по проекту Тадеуша Хилинского в псевдорусском стиле, снесена приблизительно в 1930 году.
89. Фото 1915 года.
90. Фото приблизительно 1928 года.
91. Фото приблизительно 1928 года.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Мещанском посёлке была построена в 1911 году А.И. Шмелёвым. В 30-е годы здание церкви сильно перестроили и открыли в нём кинотеатр «Культкино». Приблизительно в 1964 году бывшая церковь была окончательно разрушена.
92. 1930 год.
93. 1935 год.
Один из самых загадочных самарских храмов — Церковь Александра Невского при 5-м Гусарском Александрийском полку и 5-м Артиллерийском дивизионе. Построена она была между 1913 и 1915 годами по проекту Платона Шаманского, снесена приблизительно в 1930 году. Отдельной фотографии этой церкви не сохранилось, её очертания можно разглядеть лишь на большом снимке, сделанном с колокольни Кафедрального собора.
94. На переднем плане слева — Воскресенская церковь, на среднем плане справа — Церковь Пантелеймона целителя, за ней — Церковь Александра Невского. Фото приблизительно 1924 года.
В 1915 году, последним в дореволюционной Самаре, был построен Храм во имя Архистратига Божия Михаила в посёлке Новый Оренбург (ныне — Посёлок Шмидта, или Запанской). На этом же месте ещё в 1908 году был построен деревянный молельный дом, освящённый во имя Архангела Михаила. С его появлением связана печальная история. В 1908 году на охоте около посёлка погиб молодой Михаил Александрович Сурошников от пули, вылетевшей из случайно разрядившегося ружья. На месте гибели Михаила братья Сурошниковы построили деревянную церковь на каменном фундаменте, освятив ее во имя Архистратига Божия Михаила.
Каменный храм в Новом Оренбурге возводился на пожертвования В. И. Пустошкина и Е. И. Иванова. Церемония освящения храма прошла 13 ноября 1915 года. Освящал его екзарх (глава отдельного церковного округа) Грузии Питирим. Во время своего краткого пребывания в Самаре «владыка посетил М.В.Сурошникова, где в честь его был обед, во время которого пел хор, исполнивший «Многие лета» на грузинском языке».
В 1929 году здание передано городскому отделу народного образования под школу. Далее здесь размещались клуб железнодорожников, эвакогоспиталь, эпидемиологическая больница, спортивный зал, а во времена перестройки — кооператив «Эврика», который занимался производством надгробий. Адрес: п. Шмидта, ул. Новогородская, 1.
Увы, качественных дореволюционных снимков этого храма я не нашёл, только вот этот:
95.
96. Зато есть фото советской эпохи (или даже начала 90-х годов), когда с храма были снесены все купола.
На этом мой обзор православных храмов дореволюционной Самары закончен. При его подготовке я использовал сведения и фотографии с сайта Соборы.ру (http://sobory.ru/geo/locat/1092), а также из других источников. В некоторых местах в тексте приведены ссылки на дополнительные источники, показавшиеся мне особенно интересными и полезными.
Также итогом моей работы стала такая вот таблица, в которой в хронологическом порядке приведены все православные храмы, существовавшие в Самаре в период с 1830-х по 1950-е годы. В каждой строке через дефис указаны даты начала и завершения строительства (если дата только одна, значит полных сведений найти не удалось), а последнее число — дата утраты храма. Если его нет, значит храм действует до сих пор.
97.
Если кто-то заметил неточности или пробелы — пишите, я доработаю материал. Также буду рад фотографиям описанных церквей, особенно дореволюционным.
В дальнейшем я планирую продолжить эту тему и сделать аналогичные обзоры старообрядческих церквей и храмов других конфессий, а также часовен и домовых церквей.
Вторая часть: Старообрядческие храмы дореволюционной Самары.
Следить за обновлениями блога можно в Телеграме
Если у вас есть какая-то интересная информация на тему строительства: проекты, планы, эскизы и т.д., будем очень благодарны, если поделитесь, например, написав нам на почту: taburentka@gmail.com
Нашли опечатку? Сообщите нам об этом, используя форму для комментариев.