Здание бывшего ресторана "Аквариум", г.Самара, ул.Самарская, 95
Наименование: Здание бывшего ресторана "Аквариум", где в марте-ноябре 1917г. размещался Самарский комитет большевиков, а в сентябре 1922 года создана первая в области пионерская дружина
Местоположение: г.Самара, ул.Самарская, 95
Время содания: 1917г.
Автор: Михаил Иванович Квятковский
Стиль: модерн
Статус: объект культурного наследия регионального значения на основании Решения президиума Куйбышевского облисполкома №22 от 15.05.1981
Тип: памятник истории
Историческая справка.
Построен в 1900 году братьями Г.Ф. и И.Ф. Ивановыми (владельцами гостиницы «Гранд-Отель» на ул.Дворянской, 103) по проекту техника-строителя М.И.Квятковского в стиле модерн.
Центральная трехэтажная часть здания отмечена ризалитом и эркером (над вторым этажом), фасад был декорирован рельефной пластикой. Здание предназначалось под размещение в нем ресторана «Аквариум». Помимо общего зала с концертной сценой (варьете, цыганский и русские хоры), на втором этаже находились кабинеты. «Аквариум» являлся самым шикарным рестораном Самары за всю ее историю. Электроснабжение осуществлялось от собственной электростанции, располагающейся в одной из дворовых построек.
В марте 1917 года здание было реквизировано и передано в пользование «профессиональным обществам», а на самом деле, там располагались комитеты политических партий (эсеры, меньшевики, большевики). К осени 17-го года здание полностью перешло большевикам. В 1922 году в этом здании была образована первая пионерская дружина. С 1930 года здание превратилось в Дворец детей, где разместились краевой ТЮЗ, Краевой театр кукол, детская библиотека. В пятидесятые годы в здании остался только ТЮЗ.
В 1970 году самарские архитекторы Красько и Хахалин изменили вход в здание и выполнили новые интерьеры. Внутрянняя планировка была изменена, тогда же с фасадов исчезли барельефы.
Архитектурное описание.
Здание расположено на ул.Самарской, в исторической части города, по красной линии. Построено в 1900 году по проекту архитектора М.И. Квятковского.
Здание прямоугольное в плане с пристроем, переменной этажности.
Архитектура строения свидетельствует о новой тенденции в архитектуре – компоновке лаконичных, строгих разноэтажных объёмов, поставленных на высокий цоколь. Здесь применен принцип ступенчатого построения симметричных объёмов, который однако разрушен расположением с правой стороны одноэтажного пристроя входной группы. Плоскость центрального объёма, раскрепованного в плане, разделена осевым расположением эркера и двумя ярусами видовых площадок. Объём эркера заканчивается металлической конструкцией, имитирующей купол. В данный момент этого элемента на доме нет.
Это единственный декоративный элемент, во всём остальном доминируют гладкие, оштукатуренные стены. Выражением стиля модерн стали плавные изогнутые линии, вырастающие из плоскости стены на высоту двух этажей пилястр, поддерживающих эркер. Художественные достоинства здания выражены в соотношениях прямоугольных, хороших пропорций объёмов с симметрично расположенными окнами без обрамлений, преимущественно вытянутых, прямоугольных с расстекловкой в верхних частях. Исключение составляют окна подковообразного очертания на первом этаже.